Выступление на педсовете по теме "Комфортный микроклимат в коллективе..."

«КОМФОРТНЫЙ МИКРОКЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ— КАК ЕГО ДОСТИЧЬ?»
Выступление учителя музыки Крутских В.А.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Следует иметь в виду два следующих положения:
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в коллективе, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель, на наш взгляд, может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе;
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
 Основная составляющая создания благоприятного микроклимата в коллективе — групповая деятельность. Групповая деятельность является одной из форм работы. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива — педагогов и детей.
В своей воспитательной работе мы используем следующие формы групповой деятельности:
1. Коллективные творческие дела.
 2.  Игры, тренинг
 3. Коллективное обсуждение  жизнедеятельности группы.
 1. Коллективные творческие дела.
 К ним мы относим традиционные общие мероприятия («Новый год», «8 марта», «23 февраля» и др.) и классные мероприятия (праздники внутри классного коллектива и др.).
 Организация коллективных творческих дел (КТД) предусматривает шесть стадий, которые я реализую в своей работе следующим образом:
 Первая стадия — предварительная работа. Здесь необходимо определить конкретные воспитательные задачи, выяснить различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумываем способы реализации своих замыслов, намечаем действия, которые помогут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяем возможности активизации деятельности каждого воспитанника.
 Вторая стадия — коллективное планирование. На данной стадии мы выносим свой замысел на рассмотрение детским коллективом. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микрогруппах: что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда?
 Затем мы обобщаем предложенные варианты, задаем наводящие, уточняющие вопросы, предлагаем обосновать выдвинутые идеи, ставим дополнительные задачи «на размышление». Завершаем поиск выбором актива.
 Третья стадия — коллективная подготовка дела. Актив уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника.
 Случаются ситуации, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ребята увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. В этом случае  не надо допускать открытого давления, принуждения к работе, а по — доброму побуждать  детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла (можем увлечь добрым словом, сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты  сможешь, это выполнить В некоторых случаях необходимо подсказывать варианты выполнения работы, дать совет по использованию источников для поиска.
 Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план.  Ученики в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.
 Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это происходит на общем сборе коллектива, каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.
 Нужно постараться сделать так, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своём собственном и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи — вопросы. Таким образом, ребята приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.
 Шестая стадия — ближайшие последствия КТД.   После подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы  осуществить те предложения, которые были высказаны на общем сборе. Мы намечаем  дальнейшие, последовательные действия, определяем новые коллективные творческие дела.
 Так, например, при очередном разборе КТД было обозначено, что  большая часть работы при организации и проведении КТД ложится на плечи нескольких детей, в связи с этим было предложено разбиться на творческие микрогруппы (4 группы по 3 чел.), в каждую из которых включили творческую личность.
 Цель — развитие творческой активности каждого члена группы, развитие чувства общности, создание благоприятного микроклимата в коллективе.
 Данный опыт показал, что такая форма работы является более эффективной, т.к.  каждый член микрогруппы в равной степени ответственен за организацию и проведение мероприятия и приобретает личный опыт творческого взаимодействия.
 В своей практике, при организации «мелких» КТД, я использую прием «спонтанности». Суть — перед группой не ставится общая цель, задача, а выбирается конкретный человек (предрасположенный к деятельности), которому дается творческое задание, и, как правило, через некоторое время к нему подключаются и остальные
 В этом случае 2 -ая и 3-ья  стадии КТД опускаются.
2.Игры, тренинги.
 В своей работе  использую игры и тренинги, которые из-за своей легкости и непосредственности находят больший отклик у детей. По сравнению с другими формами работы, на мой взгляд, например, беседа, где дети чувствуют себя скованно, в игре дети раскрываются, кто-то сразу, кто-то постепенно, но так или иначе  в процессе игры все участники становятся активны и более восприимчивы к происходящему.   Для меня игры и тренинги являются неоценимыми помощниками в создании непринужденной, веселой обстановки в классе, развитии  сплоченности, обучении приемам  сотрудничества и взаимодействия.
3. Коллективное обсуждение  жизнедеятельности группы.
 Данный вид групповой деятельности представлен у нас в виде общего классного собрания и заседания актива.
 Здесь мы с ребятами обсуждаем все жизненно важные вопросы класса, касающиеся хозяйственно-бытовой, учебной, досуговой деятельности, разбираем межличностные отношения, конфликты, а также личностные вопросы: общение, поведение, проблемы и др.
 Основные задачи, которые мы ставим перед собой и классом— научить размышлять о личном и общественном опыте, анализировать, делать выводы из своих поступков и поступков других людей, высказывать и уметь отстоять свою точку зрения, а также формируем понятие «честь» класса.

 Данная форма работы является очень важной, но наиболее сложной. В свой практической деятельности я сталкиваюсь с рядом трудностей: собрания могут носить чисто формальный характер; самоанализ  производится поверхностный, неадекватный, лишь немногие дети  могут дать  полную, глубокую оценку своим и чужим поступкам. Развитие самоанализа и способности к целеполаганию ребят— это сложный и долгий процесс, над которым нам всем предстоит работать и работать.

1 комментарий:

  1. Раскрыта очень важная проблема о создании благоприятного микроклимата в детском коллективе. Спасибо!

    ОтветитьУдалить